Катехизация для взрослых

Если вы решили креститься…

Если человек собирается креститься в сознательном возрасте — как подготовиться, с чего начать, на что обратить внимание? Отвечает протоиерей Димитрий Смирнов.

На самом деле, Крещение — это ведь не частное дело человека. Креститься — значит соединиться с Церковью. Поэтому Церковь должна знать, что некий гражданин Земли желает с ней соединиться. И решить, считает ли она возможным такое соединение с данным персонажем человеческой истории. Поэтому в идеале все должно выглядеть так. Человек, у которого по какой-то причине родилась мысль стать членом Церкви, должен найти человека из Церкви и сообщить ему о своем желании.

А тот либо должен либо сам стать для стремящегося ко крещению проводником по тому пути, который тот должен пройти до врат Церкви, либо передать другому, более опытному христианину. Наверное, даже лучше, чтобы таким «проводником» был не священник, а просвещенный воцерковленный мирянин.

Данный период называется оглашением.

После этого готовящегося принять крещение можно отвести к священникам, сообщив им о том, что этот человек прошел подготовительный путь. Он знает, в чем сущность христианства, знает священные книги христиан, понимает, что происходит в храме, осознает, что такое покаяние, и понимает, в чем будет выражаться его христианская жизнь.

Крещение — это начало христианской жизни человека. Если священники убеждаются, что он действительно таков, как рассказал его «провожатый», тогда назначается день совершения Таинства.

После этого Церковь производит с новокрестившимся заключительный краткий огласительный цикл, который называется тайноводственной беседой, и может быть совершен чин Крещения. Ему говорится о том, о чем не говорится всему миру. О таинственной жизни Церкви, о Святой Евхаристии, об исповеди, вообще, о Таинствах Церкви.

Человека, ставшего христианином, начинают вводить в церковную жизнь.

После крещения человек начинает регулярно исповедоваться, причащаться. Желательно, чтобы появился такой священник, который им бы занимался на первых порах, руководил его христианской жизнью. Впоследствии, когда он окрепнет духовно, он может выбрать себе того священника, духовника, который будет его сопровождать довольно длительный период, а, может, и всю жизнь.

Человек обязательно должен прочесть перед крещением как минимум четыре Евангелия и Деяния святых апостолов. Потом желательно, конечно, Закон Божий, катехизис и так далее. Но не просто прочитать, как читают какую-нибудь брошюру, а действительно осмыслить прочитанное.

Крещение предполагает полное изменение жизни, начиная с изменения ума и направления сердца и кончая поступками. Нужно менять отношение к миру, отношение к семье, отношение к родственникам, отношение к той среде, в которой живем. Это изменение называется покаянием.

Вся наша жизнь — смертный грех, начиная от работы в офисе и заканчивая отстаиванием очереди в булочной за свежим хлебом. Просто не все это видят и чувствуют. Потому что нас обуревают постоянно семь страстей. Эти страсти — смертны. Это сребролюбие, гордость, зависть, уныние, блуд, гнев, чревоугодие. Люди же не только не противостоят этому, а многие даже культивируют. А это, конечно, никак не соответствует христианской жизни.

Люди часто в обыденной жизни говорят об ошибках. А христианин должен понимать, что такое христианство, что ошибок быть не может. У него может быть падение. Скажем, если человек выразился нецензурно — это не ошибка. Это падение. И не только христианин, а я думаю, каждый человек, даже если будет оправдывать себя, все равно понимает, что это нехорошо. В любом случае, как бы он не был глуп и невоспитан. Поэтому тут дело не в ошибках. Христианин должен быть исполнен решимости жить свято.

Новокрещенные могут проявлять излишнее усердие, или постоянную сосредоточенность на чем то, или слишком скрупулезное исследование своих грехов. Есть такие болезни неофитов. О них тоже нужно знать. И тот, кто будет наставлять на первых порах этого человека, обязательно должен, если подобное проявится, указать на эту неисправность.

Хочу пожелать тем, кто собирается сделать такой шаг, принять Святое крещение, стать членом Церкви — не торопиться с этим, но и нарочито не затягивать. Нужно спокойно, ритмично идти вперед, много читать, беседовать с христианами, много спрашивать. Желательно, чтобы тот наставник, который появится, был на много шагов впереди на пути воцерковления.

источник

Крещение — начало письма Богу

Если человек собирается креститься в сознательном возрасте — как подготовиться, с чего начать, на что обратить внимание? Отвечает протоиерей Алексий Уминский.

Человеку, который всерьез решил принять таинство Крещения, я бы посоветовал, прежде всего, задуматься о глубине своей веры. О том, ради чего человек собирается принять это таинство. Очень часто, к величайшему сожалению, бывает так, что человек хочет креститься, но не хочет быть христианином.

По крайней мере, не знает об этом ничего и не очень себе представляет, что значит быть христианином. Поэтому, конечно, главное в подготовке к этому великому таинству, с которого начинается духовная жизнь человека, с которого начинается его рождение в Боге, — очень хорошо знать, готов ли он взять на себя ответственность и быть верным тем обетам, которые он во время этого таинства приносит.

Необходимо человеку, который готовится принять святое Крещение, знать Слово Божие, знать Евангелие. Это значит, немного познакомиться со Христом. Понятно, что Евангелие — это такая книга, которую невозможно постичь с первого прочтения. Христианин читает Евангелие всю свою жизнь. На самом деле он читает Евангелие самой жизнью своей, до тех пор, пока жизнь человека не станет Евангелием, такой тоже благой вестью. Но, тем не менее, наше первое знакомство со Христом как с Сыном Божиим, как с живой Богочеловеческой Личностью, происходит, прежде всего, через наше чтение Его слова, Его послания благой вести.

Еще очень важно знать, что человек, который принимает Святое Крещение, в каком-то смысле умирает. Умирает для чуждых Богу вещей, для чуждых Богу желаний, для чуждых Богу поступков. Очень хорошо надо понять, каковы они — чуждые Богу желания или чуждые Богу поступки.

Что есть во мне такого чуждого Богу, что должно обязательно умереть, когда я буду принимать Святое Крещение? Это очень важно знать. Важно себя очень серьезно проверить на сродство Богу и на чуждость Богу. Потому что Святое Крещение — это, прежде всего, рождение в Боге, родство с Ним. Человек, который становится христианином, начинает на себе нести имя Христа. Бог делает его Себе родным.

Поэтому то родство, которое у нас появляется с момента Святого Крещения, возникает на том самом месте, где умерло чуждое Богу, потому что для того, чтобы что-то проросло, необходимо это место очистить, освободить. Вот так человек, который готовится к Святому Крещению, должен внимательно посмотреть на свое сердце, внимательно посмотреть на свои мысли, внимательно проверить свои мысли, внимательно посмотреть на свою жизнь до крещения. Потому что с момента крещения это все новое, сам человек обновлен, сам человек чист.

Человек в крещении становится белым, как чистый лист бумаги. С этого момента он может снова и снова писать свою жизнь.

Очень важно, чтобы это наше письмо к Богу было без грубых ошибок.

источник

 

В статье “Грехи на исповеди” протоиерей Андрей Ткачёв объяснит как готовиться к исповеди. Вы увидите методические рекомендации по выявлению своих грехов.

Грехи на исповеди

Если Вы уже причисляете себя к верующим людям, то наверняка Вас тревожит вопрос исповеди – того, что там говорить. Да и вообще – грех со всеми его ответвлениями Вас наверняка тревожит.

Так вот, превращаться в следопытов и выискивать грех не надо. Существуют своеобразные методические рекомендации с точными перечнями всех грехов. Как есть справочники всех болезней, и они очень объёмные. И один вид этих справочников – их объём, убористость текста, сложность языка и обилие информации могут испугать человека: неужели вот так болеют люди?

Протоиерей Андрей Ткачев

Протоиерей Андрей Ткачев

Такие же списки можно наколупать и в человеческой душе. А чем более усложняется жизнь и общество, тем больше возникает специфических ответвлений греха – информационные грехи, цивилизационные болезни. И получается дурная бесконечность. Абсолютно дурная, абсолютно бесконечность.

И человек думает: «Ну, в чём же мне каяться?» И получается – либо он вообще ни в чём не виноват, либо уж настолько виноват, что писать это всё надо не на бумажку, а в книжку.

Мне кажется, что это – такая серьёзная запятая на пути всякого христианина и, если к этому неправильно подойти, дальше уж никуда не пойдёшь.

В качестве робкого совета  бы рекомендовал людям поменьше читать «расширенных списков грехов с их ответвлениями и модификациями». Чтобы не впасть в такую любовь к чистоте, которая родит у Вас желание жить в барокамере.

Можно любить чистоту, но надо понимать, что любая чистота относительна, и всегда будет какой-то уголочек, где есть какая-то пылинка-соринка. Если же пытаться достичь абсолютной чистоты, то можно заболеть на эту тему.

Как обнаруживается грех? Только при наличии яркого солнечного освещения. Грязь видна только при дневном свете и при ярком солнце. Если светит, например, фонарик или электрическое освещение, ни пыль, ни грязь на полированной поверхности себя не обнаружит.

Грех познаётся не от того, что мы берём книжку и изучаем разные проявления греха в человеческой жизни. Вернее, он может так познаваться, но не будет оплакан, определён как враг. Грех познаётся только под действием благодати. Когда благодать Божия реальным образом коснётся человеческой души – только тогда человек будет читать свою, а не чужую жизнь, как книгу. Тогда на нём исполнится пушкинское слово:

…с отвращением читая жизнь мою,
Я трепещу и проклинаю,
И горько жалуюсь, и горько слезы лью,
Но строк печальных не смываю,

«Не смываю» – в том смысле, что эти строки уже есть, и делать вид, что их не было – глупо.

Так вот, под действием Божественной благодати человек может совершить переоценку своей жизни и прочесть свою книгу как книгу греховных поступков.

И хороших тоже. Ведь человек – не бес. И когда говорят: «В моей жизни всё было – один грех», – то субъективно он говорит правду, но объективно это не так. И, кроме, может быть, Нерона или другого такого же странного упыря и чудовища, человека без добродетелей не бывает.

Поэтому хочется пожелать, чтобы человек был объектом воздействия благодати, и искал её, а не энциклопедических знаний о грехе. Чтобы он искал благодати, которая откроет ему именно его жизнь, а не жизнь другого человека. И тогда станет возможно чтение в книге его жизни тех строк, которые пока ещё не смыты, но которые реально смыть в случае, если прольются благодатные слёзы.

Возникает вопрос, а как эту благодать искать. Но вы, главное, ищите – «ищите и обрящете, стучите и отворят вам, просите и получите». Здесь нужно искать тех, кто умнее тебя, беседовать с ними и усиливаться на покаянную молитву, упражняться в различных добродетелях через силу (потому что все добродетели творятся через силу) – ну, и так далее.

На каком-то этапе Господь встречает человека, даёт ему меру благодати – и тогда происходит познание себя во грехе и познание того, что, собственно, нужно лечить.

Потому что, если, например, блудник распознает в себе сребролюбие и начнёт с ним усиленно бороться, то он может всю жизнь прозаниматься тем, что не самое главное. Ему бы с блудом разобраться. И так далее.

Познание себя возможно только в благодати, а не по справочникам, а благодать реально подаётся, поскольку Бог есть, и Он жив, и Он вступает с нами в общение. Вот такую цель можно поставить человеку для того, чтобы он не блукал справа налево и не искал дополнительной литературы в том вопросе, который до конца в литературе изложен быть не может.

А вопрос познания души в свете Духа Святого не может быть изложено до конца посредством письма. Поэтому не ищите книг – ищите Духа Святого, и в Духе познаете своё окаянство – глубокое и истинное. Тогда, мне кажется, покаяние будет не бесплодным – оно будет цельным и плодовитым. Чего  желаю всякому христианину.

Протоиерей Андрей Ткачев.

источник

вернуться

 

Просмотры (130)