Икона Божией Матери «Одигитрия» (Смоленская)

Празднование:

28 июля/10 августа

Богородица в судьбе России, как мать для младенца. В почитании Божией Матери русскими людьми — особая тайна. Кроется она в надежде на всесильное материнское заступничество перед Богом. Ведь Всевышний — не только великий Благодетель, но и грозный Судия. У русских, имеющих в характере такую ценнейшую черту, как покаяние, всегда с Боголюбовью соседствовала Богобоязнь. Как у родной матери просит богобоязненный грешный человек покрова Богородицы, идя на суд Господний. Человек знает свои грехи — на то дана ему Богом совесть. Держать ответ перед Богом за грехи и помогает великая Заступница, Защитница, Спасительница — Матерь Божия. Она как бы смягчает кару, но зато обнажает в человеке Совесть. Для русских людей Богородица остается Путеводительницей (Одигитрией).

Одигитрия (Указующая Путь), Путеводительница — один из наиболее распространённых типов изображения Богоматери с Младенцем. Отрок-Христос сидит на руках Богородицы, правой рукой Он благословляет, а левой — держит свиток, реже — книгу, что соответствует иконографическому типу Христа Пантократора (Вседержителя). Как правило, Богородица представлена в поясном изображении, но известны и сокращенные оплечные варианты (Казанская) или изображения в рост.  Отличием от довольно близкого типа Елеусы служит взаимное отношение Матери и Сына: икона выражает уже не безграничную любовь — здесь центром композиции является Христос, обращённый к предстоящему (зрителю), Богородица же, также изображённая фронтально (или с небольшим наклоном головы), указывает рукой на Младенца.    С догматической точки зрения основной смысл этого образа — явление в мир Небесного Царя и Судии и поклонение царственному Младенцу.

По преданию, самая первая Одигитрия была исполнена евангелистом Лукой ещё во время земной жизни Пресвятой Богородицы, привезена из святой земли Евдокией, женой императора Феодосия, около середины V века, а затем помещена во Влахернском храме (по другим источникам — в храме монастыря Одигон, отчего, по одной из версий, и происходит название). Этот тип богородичных икон получил необычайно широкое распространение во всем христианском мире, а особенно в Византии и в России. Греческий император Константин IХ Мономах (1042-1054), выдавая в 1046 году свою дочь Анну за князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого, благословил ее в путь этой иконой. После смерти князя Всеволода икона перешла к его сыну Владимиру Мономаху, который перенес икону Одигитрии — благословение своей матери — из Чернигова в Смоленск, где он княжил с 1097 года, и поставил ее в соборном храме Успения Богоматери, заложенном им же 3 мая 1101 года. С этого времени икона Одигитрии стала называться Смоленскою.

Наипервейшая среди «Одигитрий» стоит на Руси «Одигитрия» Смоленская.  С этой иконой связано замечательное избавление Смоленска от татар. В 1239 году отряд Батыя надвигался на Смоленск. Жители его не имели столько сил, чтобы отразить нашествие. Они тогда и обратились с горячей мольбою к Божией Матери. Молитва была услышана. Татары остановились в 24 верстах от Смоленска, чтобы напасть на город внезапно, выбрав подходящий момент, но не сбылось их намерение. По велению Богоматери ночью в стан врага проник русский богатырь Меркурий и один разметал и сокрушил огромное число вражеских воинов и все вражеское войско вогнал в смятение. За что и был причислен к лику святых. Неоднократно икону, спасая о врагов, переносили из Смоленска в другие города. В 1812 году полчища Наполеона принесли на Русскую землю горе, страдания и бедствия. Чтобы святыня не досталась французам, епископ Смоленский Ириней (Фальковский) отправил древний греческий образ Смоленской Одигитрии в Москву, где чудотворную икону поместили в Успенском соборе Московского Кремля. В день Бородинской битвы 26 августа, когда праздновалось сретение иконы «Владимирской» Богоматери, преосвященный Августин с сонмом московского духовенства, совершил крестный ход с иконами «Владимирской», «Смоленской» и «Иверской» Богоматери вокруг Белого города, Китай-города и кремлевских стен, а затем отправили к больным и раненым в Лефортовский дворец. Перед взятием Москвы французами Смоленская икона была отправлена епископом Иринеем в Ярославль, где она оставалась до окончания Отечественной войны 1812 года. Из Ярославля икона снова была возвращена в Смоленск и поставлена в кафедральном соборе, до 1941 года нашего столетия. Дальнейшая судьба Смоленской святыни неизвестна. В каталоге древней русской живописи, изданном Государственной Третьяковской галереей в 1963 году, лишь сказано, что «икона пострадала от войны».

Другой список со старинной иконы Одигитрии находился в стане русских войск в 3-й походной дивизии А.П. Ермолова. Этот чудотворный список был сделан в 1602 году при царе Иоанне Грозном художником Постником Ростовцем и привезен в Смоленск царем Борисом Годуновым для установки над главными, Фроловскими, воротами у Днепровского моста, после чего икона стала именоваться Надвратной. Перед нею служили благодарственные молебны после каждой победы над неприятелем, перед нею же главнокомандующий М.И. Кутузов со всем войском молил Богоматерь о помощи и спасении России. Накануне знаменитой Бородинской битвы икону носили по всему лагерю для укрепления и поддержки мужества русских воинов. После освобождения от неприятеля икона была возвращена в Смоленск.

odigitriya kutuzov

До недавнего времени эта чудотворная икона находилась в специально устроенном кивоте в смоленском кафедральном соборе в честь Успения Пресвятой Богородицы. Икона была украшена ризой с множеством драгоценных камней. В 2012 году она увезена на реставрацию. После реставрации обновленный и восстановленный образ в специальной климатической капсуле будет возвращен в собор на прежнее место. Рядом отдельно поместят и серебряный оклад 1954 года. «Сделано это будет по воле Патриарха Кирилла, который отметил, что прежнее «одеяние» Одигитрии — это вклад жителей в такое тяжелое послевоенное время, и эта реликвия должна быть сохранена в Смоленске». http://smolnarod.ru/politroom/tainstvo-restavracii/

Огромное количество списков (копий) существует с «Одигитрии» Смоленской. Одних только чудотворных и особо чтимых копий с этой иконы насчитывается более тридцати. В нашем храме находится один из таких списков. История его обретения нашим приходом поистине убеждает в промысле Божьем над жизнями и судьбами людей и мира. материал пишется

Святая икона Божией Матери именуемая «Смоленская» – одна из главнейших святынь русской земли. Верующие получали и получают от нее обильную благодатную помощь. Матерь Божия через Свой образ заступает и подкрепляет нас указывая путь ко спасению.

 

назад

 

Просмотры (740)